Сегодня 9 Мая. Официальный пафос бьёт рекорды. Председатели исполкомов пытаются сделать торжественно-печальные лица, читая на митинге текст по бумажке, жеманный Дима Билан изображает бывалого фронтовика, напевая «Темную ночь». Скажи кому-нибудь, что 9 Мая стал официальным праздником – выходным лишь в 1965 году, а пока живы были те, кто нес основную тяжесть войны на своих плечах – это был день памяти, скорби. Представьте, что загорелся ваш дом, погибли несколько человек, вы спасли остальных, словили и подвесили за яйца поджигателя, но вряд ли будете, в годовщину тушения пожара устраивать песни-пляски-выезды на шашлыки.
Не буду говорить о многих вопросах, возникающих 9 Мая, вплоть о том, почему именно Девятое Мая, а не Восьмое. Просто цепануло высказывание одного высокопоставленного чинуши «Сегодня недруги искажают правду о священной войне…». Господи, да никакие украинцы-американцы так не искажают правду, как вы, советские летописцы и их достойные современные продолжатели. Я уже писал о странностях подвига Барыкина, на улице имени которого я проживаю (о Барыкине)
Сегодня вспомню другое имя. В свое время меня принимали в пионеры. Пионерская дружина носила имя Александра Матросова, и его подвиг мы заучивали наизусть. 23 февраля 1943 года уроженец Екатеринослава (Днепропетровска) гвардии рядовой Александр Матвеевич Матросов у деревни Чернушка Локнянского района Калининской области своим телом закрыл амбразуру пулемета дзота, благодаря чему подразделение выполнило боевую задачу.
На робкий подростковый вопрос, а почему дзот не расстреляли из пушек, ведь человеческое тело пулеметными очередями в упор отбросит разорванным на куски. Вон в фильмах даже от пистолетного выстрела человека отшвыривало на шаг-другой. Но кому надо грозно шикнул, и вопрос увял.
Прошли года, и оказалось, что по советской традиции здесь тоже правды, как в одноименной газете. Александр Матвеевич Матросов оказался Шакирьяном Юнусовичем Мухамедьяновым, отрекшимся от своих башкирских корней в Уфимской детской трудовой колонии, где отбывал наказание за воровство. Родом – из деревни Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР. Попал на фронт 25 февраля 1943 года (на 2 дня позже смерти!), погиб в первом же бою у деревни Плетень (боже, даже деревня летописцам не угодила) 27 февраля 1943 года. И ещё деталь. Пункт 12 наградного листа на звание Героя Советского Союза (посмертно).
12. Постоянный домашний адрес представляемого к награждению и адрес его семьи: Трудовая детская колония НКВД-2, барак № 19.
Александр Матросов не был гвардейцем, он был штрафником. Все его подразделение просто погнали на пулеметы «искупать кровью». И одного погибшего товарищ Сталин приказом 269 приказал канонизировать. Теперь бросаться на амбразуру за неимением более действенных способов подавления пулеметного огня было предписано свыше.