Главная » 2010 Сентябрь 19 » Пространство Хаима Сутина
15:19 Пространство Хаима Сутина |
Впервые о Хаиме Сутине я услышал уже студентом. В маршрутке одна из пассажирок во весь голос уверяла, что Смиловичи чуть ли не культурный центр Беларуси. Там-то и прозвучало имя Сутина. Ее собеседница, впервые въезжавщая в наши провинции, только недоверчиво хмыкала. Оно и понятно - оба въезда в Смиловичи и оба мимо кладбищ (разных и на расстоянии 500 метров!) оптимизма не добавляют. Тут как раз какой-то сумасшедший буржуй на аукционе прикупил творчества нашего Хаима на многие тыщи-мильены. И понеслась...Смиловичи - родина И тут оказалось, что в этой самой экспозиции нет ни одной вещи, которая принадлежала бы семье Сутина. Правда смешно? Хаим родился 13 января 1893 года - и ни одной вещи! Впрочем, ничего удивительного нет - в те суровые времена жили простые люди и никакого интереса к местным сумасшедшим и неадекватам не испытывали. Одиннадцать маленьких Сутинят, да еще один из них с придурью. Ну кому какое дело? Тогда за художников почитали тех, на чьих картинах можно было понять, что нарисовано. 13-летний пацанчик, рисовавший на уровне 3-ехлетнего, классифицировался как 12-го февраля 2008 года в здании детского Дома творчества произошло событие, культурную значимость которого для Смилович трудно переоценить. Открыта экспозиция, посвящённая нашему земляку, художнику Хаиму Сутину,- «Пространство Хаима Сутина - L’Espace de Soutine». «Сегодня к нам возвращается не сам Хаим Сутин, который умер в Париже в 1943-м году, возвращается память о нём…» - как нельзя точно передают смысл происшедшего события слова председателя национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимира Счастного на церемонии открытия экспозиции.(smilovichi.info) Бурные аплодисменты. Да здравствует искусство для нищих. К чему я это все веду? Да к тому, что пока эта смешная экспозиция не открылась, многие с гордостью говорили, что, вот, мол, Смиловичи - родина Хаима Сутина! Не лаптем щи хлебаем и не веревкой подпоясаны! Узрев же с репродукций творчества земляка резко сбавили тон. Чё за хрень? - самый популярный вопрос из зала. (Кондитер. 1922 год) Местные, якобы образованные, обычно приводят 2 аргумента: зато дорого купили, вы просто не способны этого понять. (Грум. 1928 год.) Начнем по порядку. Про цены... Эти цены заряжают мультимиллионеры, которым просто больше некуда их тратить. А потребность остается. Не было бы Сутина - был бы Пупкин. Потребность в пафосе, как часть образа жизни. Понты не приемлют понятного преклонения. Кому нафиг нужен Мерседес - он есть у многих, а вот позолоченный мерседес это покруче, верно? Правда, все ходовые характеристики машины уходят в минус от оригинала, но понты греют, греют душу... Богатые люди выкладывают десятки тысяч за ногти Мерелин Монро, тоже шедевр? Тут на днях один перец выставил на торги гостиничный унитаз, в который вероятно гадили "Битлы" - не собираетесь прикупить гаджет и поставить его в гостиной в застекленном кубе? А чё, показывали бы гостям, любовно проводя по, к примеру, сливному бачку. Если есть холст и рама - это еще совсем не картина, верно? (Шартрский собор. 1932 год.) Теперь о любимом...Когда подходят и с самодовольно-брезгливым видом, с этакой ленцой, отставив плечико, бросают "Вы просто ничего не понимаете в современном искусстве". Ага, вы, б*я, понимаете. Чувак в 14 лет был сурово бит местными ортодоксами за картину местного раввина. Раввину, однако, понравилось и он отстегнул деньжат, на которые сразу сбегает в Минск, а из него с неким Михаилом Кикоиным в Вильно. А ведь тогда еще не было комнат ребенка, зашуганных учителей, готовых нянчиться с самым конченным отморозком - вы, воспитанные мамой и папой и сворой учителей/пионервожатых/воспитателей - ЧТО ВЫ В ЭТОМ ПОНИМАЕТЕ? В Париже этот эстет ночевал в мусорных баках. Что тут понимаете вы, за сто метров обходящие бомжей, ведущих куда менее вызывающий образ жизни, кстати. Любимой забавой автора было собрать у себя в мастерской бомжеватых старушек и прочих маргиналов. Объясните мне суть этого флеш-моба. Рисуя вот эту картину, он расположился в разделочной среди туш. Суть этого перфоманса, пожалуйста, понятливые вы мои.. (ХАИМ СУТИН Мясная туша. Ок. 1923) Вот вам пара картин - если вы не согласны, то поясните мне, что в них такое, чтобы можно было восторгаться? Чем они лучше любой военной фотографии второй мировой. С любой стороны... P.s. Пара цитат с сайта smilovichi.info Право разрезать традиционную ленту было предоставлено людям, стоявшим в самом истоке проекта, и без которых реализация этой экспозиции была бы не возможна: Михаил Михайлович Рускевич (зам. председателя райисполкома на время начала реализации идеи экспозиции), Сергей Яковлевич Воронько действующий заместитель председателя исполкома по социальной сфере и идеологической работе), Александр Николаевич Усиков (мэр Смилович) Местные поймут... Создание экспозиции художника Хаима Сутина на его исторической родине в Смиловичах вызвало огромный интерес в самых разных кругах общества. Вы были в курсе? В числе присутствующих - председатель совета Международного общественного объединения «Образование без границ», координатор ППБ, - Галина ВЕРЕМЕЙЧИК. Именно эта общественная организация имеет непосредственное отношение к реализации целого ряда акций и мини-проектов в Смиловичах в рамках проекта «Я - за чистые Смиловичи»: Акция «Река Волма зовёт», мини проект «Игуменские стежки», «Эко-тропа», «Эко-эхо», мониторинг воды, и ряд других мероприятий, в том числе издание буклета «Я - за чистые Смиловичи». Полностью согласен. П***ть - не строить... |
|
Всего комментариев: 2 | |
| |