Сотни миллионов людей любят историю или литературу, являясь в этом вопросе глубокими любителями. Но им хочется иметь какие-то ориентиры, сверяться своими суждениями с оценкой авторитетных людей, применять их рекомендации при выборе контента. Кто же эти судьи? Да те господа, которые активно эксплуатируют самую массовую криницу информации – интернет. По исторической линии – это, несомненно, господин Евгений Понасенков. В области литературы – конечно, Дмитрий Быков. Хотя, они на все вопросы могут ответить, начитанные эрудированные ребята. И нахрапистые в своей правоте.
И, если, с мосье Понасенковым понятно становится достаточно быстро. Недоучившийся «академик» (по его версии, он не стал защищать диплом ВУЗа из-за концерта) быстро начинает раздражать «метросексуализмом» (на деле все прозаичней) и непомерным нарциссизмом. Его основной ютуб-канал «Канал здравого смысла» и несколько слегка закамуфлированных под чужие, вроде «Искусство политики» пестрят подзаголовками «знаменитый ученый-историк Евгений Понасенков…», «главный специалист по истории эпохи Наполеона…», «поп на коленях перед атеистом…» и абсолютно все в таком идиотском духе.
То его собрат по промыванию мозгов Дмитрий Быков гораздо умнее. В принципе, этого маститого литератора, профессора МГУ и учителя частных высокооплачиваемых школ я знал чисто номинально. Пока, по совету почтальона Печкина, в порядке повышения образованности, не познакомился с широко продвигаемым трудом «100 лекций: русская литература ХХ век». В аудио-варианте, хотя, разумеется, есть и печатный, и видео-ютубовский. По-другому ведь сейчас не продвинешься. 100 лекций от Дмитрия Быкова
Все шло хорошо. Я узнавал известные русские произведения, знакомился с малоизвестными. Пока, к своему удивлению, не понял, что меня элементарно держат за болвана, промывая мне мозги с иезуитской непоколебимостью. На более профессиональном уровне, нежели, конечно, чем по зомбоящику, но тем не менее. Абыдно, панимаиш.
Книги подобраны, вроде бы, по принципу «Лучшая книга года», хотя, кое-где ментор Дмитрий Быков слегка виляет, что вот эта, к примеру, работа слабая, но отражает веяние времени, а вон ту он предоставляет, чтобы ознакомить с творчеством автора вообще. А вот эти три книжки как бы вынесены за скобки, просто великая детская литература вне конкурса. А два продуктивных года предоставлены вообще двумя произведения каждый. Ибо, наверное, не смог выбрать между Лагиным и Гайдаром или Веллером и Семеновым. Есть десяток знаменитых творений – «Вишневый сад» Антона Чехова, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Есть несколько десятков произведений странных: Мариэтта Шагинян «Гидроцентраль», Анатолий Суров «Рассвет над Москвой» или Александра Брунштейн «Дорога уходит в даль». Ну да ладно, хозяин барин, пусть даже и считает, что весь двадцатый литературный век, как венцом, завершился творением самого Дмитрия Быкова «Оправдание».
Правда, почему-то нет Льва Толстого, Владимира Короленко, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Игоря Северянина, Михаила Шолохова, Александра Грина, Павла Бажова, Николая Островского, Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Василия Шукшина, Юрия Бондарева, Владимира Короткевича, Александра Беляева, Ивана Ефремова, Бориса Васильева, Венедикта Ерофеева, Ивана Шмелева, Николая Носова, Владислава Крапивина, Василия Белова, Юрия Полякова… Зато есть Гор, Крон и Георгий Полонский. Причем, автор, давя авторитетом, уверяет, что «Бруштейн укоренилась в сознании советских детей гораздо глубже, чем даже Гайдар с его почти гениальной «Судьбой барабанщика» или «Тимуром». И помнят ее лучше, и цитатами из нее обмениваются чаще, чем цитатами из Кассиля, скажем, даже из «Кондуита и Швамбрании». Бруштейн воспитала, без дураков, целое поколение. А судьба Сашеньки Яновской была для нас даже ближе, чем судьба Д'Артаньяна». Странно-странно.
Но стоит только задать классическое Cui prodest, как все, пусть и не сразу, становится на свои места. Посмотрим на выбор книг восьмидесятых, где все задуманное выразилось наиболее выпукло.
1981 - Василий Аксёнов — «Остров Крым»
1982 - Михаил Веллер — «Хочу быть дворником»
&n
...
Читать дальше »