18:04 Зарубежные мультфильмы ХХ века - Мой сосед Тоторо | |
год 1988 Моя оценка: 7 Переехав в деревню, две маленькие сестры, старшая (Сацуки) и младшая (Мэй), знакомятся с лесным духом, которого Мэй называет «Тоторо» (искаженное «тролль»). Подружившись с девочками, Тоторо не только устраивает им воздушную экскурсию по своим владениям, но и помогает повидаться с мамой, которая лежит в больнице. Знаете ли вы, что... Сказка на заднем дворе У детей всегда есть свой, недоступный взрослым мирок, где живут Карлсон и Тоторо, где эхо на «Здравствуйте!» отвечает «Добрый день!», а Белый Кролик торопится к Герцогине. Там разговаривают домашние песики, а мальчишки никогда не взрослеют. Миры Хайяо Миядзаки создают девочки с большими глазами и короткими юбчонками. В «Моем соседе» неподалеку от дома обитают духи леса — гигантская зубастая тучка, котобус и россыпь чумазых чернушек. Они улыбчивы и добродушны, не имеют ничего против суетящихся людишек, с детьми которых могут и повозиться, а то и помочь в минуту отчаянья. Как и положено созданиям, придуманным не в агрессивный подростковый период или максималистическую юность, а в милом, солнечном детстве, когда деревья были большими, а небо — ослепительно-голубым. В отличие от чистой воды сказок, этот миядзаковский мультфильм, скорее, украшенная выдумкой повесть. Светлое детство омрачено тяжелой болезнью матери. Девятилетняя Сацуки не только бегает по окрестностям и учится в начальной школе, но и присматривает за младшей сестренкой, понемножку стряпает и убирается в деревенском доме. Как и любая пятилетняя непоседа, Мэй требует внимания, ей ничего не стоит заблудиться среди рисовых полей или напроситься за компанию в школу. И неудивительно, что именно ей открылся громадный, неуклюжий на вид тролль, похожий одновременно и на кролика, и на медведя, с кошачьими ушами и совиным уханьем. Большая плюшевая игрушка. Дикая, но симпатичная. По большому счету, в мультфильме ничего не происходит. Лишь однажды градус повествования резко прыгает вверх, когда непонятная телеграмма из больницы заставляет младшую девочку отправиться в отчаянное путешествие к маме. А так дети с интересом знакомятся с новым жилищем, с трудолюбивыми соседями, окружающей природой. Линия ребячьей дружбы соседского мальчика и Сацуки не так очерчена, как в «Ведьминой службе доставки» или «Небесном замке Лапута», натурные экзерсисы не достигают такого апогея, как в «Принцессе Мононоке». Магия легка и незлобива, в отличие от «Унесенных призраками» или «Ходячего замка». Политической сатиры «Порко Россо» нет и следа. Это просто хороший семейный фильм. Отец рассудителен, старается говорить с дочерями на их языке, объясняет непонятное, лазит на четвереньках по кустах в поисках сказочных персонажей, и, что заметил каждый первый, вполне естественно принимает с детьми совместную ванну. Мать, судя по всему неизлечимо больна (туберкулез), но старается не отчаиваться, строит планы на будущее и бесконечно счастлива, получив письмо с детскими каракулями или подарок — початок кукурузы. Вообще, что даже удивительно, в мультфильме нет не только отрицательных персонажей, но даже просто вызывающих какое-нибудь отторжение. Старушки отзывчивы, мальчишки готовы пожертвовать всем немногим, что есть. Зубастая нечистая сила всегда с улыбкой Чеширского кота. Конечно, работы Миядзаки — это не совсем японская культура. Режиссер и сам не скрывает, что он адаптирует национальный фольклор под общемировые традиции. Как Дедушка Камадзи из «Унесенных призраками», он, не покладая многочисленных рук, делает мультфильмы, будящие в душах миллионах задвинутое на задворки разума чувство умиротворенности, естественности, душевности. Учит взрослых хоть на секунду, на короткое мгновение увидеть мир сознанием ребенка. Заглянуть в забытые уголки своего детства, единого с многоликой природой. Вспомнить своего Тоторо.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |