режиссер Роман Полански сценарий Владислав Шпильман, Рональд Харвуд продюсер Роберт Бенмусса, Тимоти Баррилл, Дэниэл Шампаньон, ... оператор Павел Эдельман композитор Войцех Киляр жанр драма, военный, биография, ... бюджет $35 000 000 маркетинг $10 000 000 сборы в США $32 572 577 сборы в мире + $87 500 000 = $120 072 577 сборы в России $178 606 премьера (мир) 24 мая 2002 время 150 мин. В главных ролях: Эдриан Броуди, Эмилия Фокс, Томас Кречманн, Михал Жебровский, Эд Стоппард Моя оценка: 8 Фильм повествует о судьбе Владислава Шпильмана — выдающегося польского пианиста, еврея по национальности. Вынужденный жить в Варшавском гетто во время Второй мировой войны, он сполна познает вкус унижений, страдания и борьбы. Один из офицеров отступающей немецкой армии обнаруживает его среди руин разрушенного бомбежками города и помогает ему выжить. Знаете ли вы, что...
- Эдриан Броуди сбросил 14 килограмм для роли Владека Шпильмана, сидя в течении 6 недель на диете из двух варёных яиц и зелёного чая на завтрак, цыплёнка на обед и кусочка рыбки или цыплёнка с варёными овощами на ужин. Изначально его вес составлял 73 килограмма (при росте 185 см). - Чтобы понять, что чувствовал его герой, Броуди съехал с квартиры, продал машину и не смотрел телевизор. - Это первый фильм, который получил приз Сезара как лучший фильм, в котором не было произнесено ни слова по-французски. - Музыка, которая раздаётся в конце фильма из грузовика, разъезжающего по руинам — польский гимн. Вот почему Шпильман понимает, что он спасён. - Владислав Шпильман, бывший узник варшавского гетто, реальный польский пианист скончался в 2000 году.
Полонез разрушенного мира
Есть фильмы, которые необходимо посмотреть каждому почитателю кино. Их не так уж и мало — от «Унесённых ветром» до «Властелина колец». Но и не слишком много — произведений, выделяющихся из конвейерного ряда киноподелок.
«Пианист» Романа Полански — фильм особенный. Не потому, что там показаны ужасы Второй Мировой (каждый правдивый военный фильм так или иначе покажет грязь узаконенных издевательств и убийств), и не потому, что картина собрала гроздья наград и премий от «Золотого орла» до «Оскара».
Просто «Пианист» каждой сценой заставляет представлять себя на месте героев фильма. Что бы сделал я в момент ухода на смерть моей семьи? Носил бы я, будь офицером вермахта, пайку заросшему оборванцу сомнительной национальности, рискуя подвергнуться репрессиям ярых представителей арийской расы? Как бы среагировал на истерические крики соседки «Ату еврея! Полиция!»?..
И каждый кадр подкидывает новые вопросы, и каждый поступок или его отсутствие, простых людей, попавших во время лихолетья тормошит подсознание.
Главный вопрос — как относится к Владиславу Шпильману? Вправе ли мы осуждать его аморфное существование или, наоборот, достойно ли уважения цепкая тяга выжить наперекор всему? Я не знаю. Почему униженный интеллигент не разделил участи повстанцев? А почему гордый свободолюбивый чеченский народ во время войны под конвоем покорным стадом в теплушках ехал в Казахстан и Сибирь, не вгрызаясь в горло человеку со штыком наперевес?
А с другой стороны, как жить почти девять десятков лет, попрощавшись со всей семьей, зная, что ту ждет огонь Треблинки? И стоит ли вообще жить, сочиняя мемуары и организовывая фестивали в Сопоте?
Вопросы, вопросы, ответы на которые не найти в Интернете или своей душе. Сегодня я осуждаю пианиста, а завтра понимаю, что человек, живущий в мире симфоний и кантат, не видит бытовых реалий глазами обывателя, и поэтому поступает по-другому. И, возможно, с опытом, буду относится иначе к этим событиям.
Прототипу немецкого капитана организации памяти Холокоста присудили титул «Праведник мира». За то, что не убил польского гениального музыканта, и за то, что сгинул в советских лагерях. Не знаю. Но судя по Нобелевским премиям Мира, которые присуждают политикам, ввязавшиеся в военные разборки и временно их прекращавшие, это как бы нормально. Ну да бог с рассуждениями о правильности человеческой судьбы. Этот узел развязывают и разрубают столетиями.
Мое глубокое уважение Эдриану Броуди. Актеру, действительно сыгравшему Роль. Не хочу принижать Паниных и Хабенских, но на экране я вижу именно их, раскрученных артистов, а здесь я смотрел на Владислава Шпильмана, пианиста, и совершенно не видел голливудской знаменитости, признанной самым стильным человеком Америки 2004 года.
А Роман Полански после этого фильма из признанного мастера стал классиком.
|