год |
|
страна |
|
слоган |
«Настоящая сила не может быть дана, она может быть взята...» |
режиссер |
Френсис Форд Коппола |
сценарий |
Марио Пьюзо, Френсис Форд Коппола |
продюсер |
Альберт С. Радди, Грэй Фредериксон, Роберт Эванс |
оператор |
Гордон Уиллис |
композитор |
Нино Рота |
художник |
Дин Тавуларис, Уоррен Клаймер, Анна Хилл Джонстоун, ... |
монтаж |
Уильям Рейнольдс, Петер Циннер |
жанр |
драма, криминал, |
бюджет |
|
сборы в США |
|
сборы в мире |
|
зрители |
78.9 млн, 21.8 млн, 11 млн
|
премьера (мир) |
|
релиз на DVD |
|
релиз на Blu-Ray |
|
время |
175 мин. / 02:55 |
В главных ролях:
- Марлон Брандо
- Аль Пачино
- Джеймс Каан
- Роберт Дювалл
- Ричард С. Кастеллано
- Моя оценка: 8
-
Криминальная сага, повествующая о нью-йоркской сицилийской мафиозной семье Корлеоне. Фильм охватывает период 1945-1955 годов.
Глава семьи, Дон Вито Корлеоне, выдаёт замуж свою дочь. В это время со Второй мировой войны возвращается его любимый сын Майкл. Майкл, герой войны, гордость семьи, не выражает желания заняться жестоким семейным бизнесом. Дон Корлеоне ведёт дела по старым правилам, но наступают иные времена, и появляются люди, желающие изменить сложившиеся порядки. На Дона Корлеоне совершается покушение.
-
-
Знаете ли вы, что...
- Фильм снят по мотивам романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» (The Godfather, 1969).
- Прототипом Джонни Фонтейна являлся Фрэнк Синатра.
- Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма. А Корлеоне (итал. Corleone) — это название горной сицилийской деревушки, многие годы служившей убежищем для мафиози.
- Марио Пьюзо был полностью разорен, когда подписывал контракт с «Random House» на издание «Крестного отца».
- Студия Paramount приобрела права на экранизацию романа еще до того, как он был опубликован. В распоряжении студии был лишь 20-страничный план романа.
- Книга Пьюзо стала бестселлером, разойдясь тиражом 10 миллионов экземпляров.
- Сам писатель как-то признался, что все свои знания о мафии он почерпнул из других книг.
- Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджио Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в 1983 году решил снять столь же масштабный фильм «Однажды в Америке».
- Кинокомпания Paramount Pictures до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану, но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.
- На разные роли в фильме рассматривались: Уоррен Битти, Ален Делон, Берт Рейнолдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Лоуренс Оливье и другие. Но Коппола отверг все эти кандидатуры.
- По некоторым сведениям, на роль Вито Корлеоне также претендовал Фрэнк Синатра.
- Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога.
- Актёр Ленни Монтана, игравший Луку Брази, так трепетал при виде Марлона Брандо, что постоянно путал текст. Копполе понравилась такая натуральная нервозность, и он вставил в фильм сцену прямо со спутанным текстом.
- Марлон Брандо отказался от присуждённого ему «Оскара». На церемонии вручения он отправил на сцену вместо себя Сашин Лёгкое Перо, представительницу индейского племени апачи, которая тоже не приняла премию. Таким образом актёр хотел высказать протест против дискриминации коренного населения Америки
- Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал новой музыки для фильма целиком, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).
- Прототипом Вито Корлеоне являлся знаменитый гангстер Джозеф «Джо» Бонанно.
- Манеру говорить хриплым голосом создатели фильма взяли дону Корлеоне от знаменитого гангстера Фрэнка Костелло. В детстве Фрэнку случайно повредили голосовые связки во время операции по удалению аденоидов.
- Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года.
- По словам Аль Пачино, слезы Марлона Брандо в сцене в госпитале были настоящими.
- Джеймс Каан и Аль Пачино лишь на 10 лет младше актрисы Морганы Кинг, которая сыграла их мать, а Джон Казале — на 5 лет.
- Считается, что одной из сцен, в которой показывают жестокость Дона Корлеоне, является сцена, в которой он предлагает избить человека, при этом нежно поглаживая кошку, сидящую у него на коленях. Но дело в том, что никакой кошки не было в сценарии. Эта кошка бродила по съемочной площадке и запрыгнула на колени к Марлону Брандо как раз перед началом съемок.
- Фильм занимает первое место в списке среди 10 лучших гангстерских фильмов по версии Американского института кино (AFI).
- При утверждении кинопроекта студия Paramount выдвинула требование не привлекать к съемкам Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съемочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крестного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом.
- Всего в фильме показано 18 трупов, включая лошадь.
- Апельсины являются символом смерти в картине: через некоторое время после их появления в кадре кто-либо погибает.
- В книге у Майкла и Кей Корлеоне было 2 сына, а в фильме — сын и дочь.
- Продюсеры всеми силами пытались заставить Френсиса Форда Копполу уволить Пачино со съемок фильма. Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссеру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнет ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает комиссара полиции, они поняли гениальную режиссерскую прозорливость Копполы.
- Сцена, в которой Санни избивает Карло, снималась в течение 4 дней и потребовала 700 статистов.
-
-
Вверх и в темноту уходит нить
-
Ласковым летним вечерком трое подонков в подворотне вывернули у тебя карманы, забрав последнюю тысячу и бэушный смартфон, и, не скрывая разочарования, пырнули ножом с наборной ручкой в бок. Только-только начавшую приносить прибыль точку, на которую плясал с бубном последние три года, пришлось за бесценок продать гостю с юга, ибо товарищи, приехавшие на гелендвагене, сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. Собранные на черный день накопления, лежащие на довольно неплохом депозите в солидном банке, в одно мгновение исчезли вместе с владельцами этого самого банка. Мы ведь ненавидим криминал в любых его проявлениях, правда?
-
Оказывается, не совсем. Мерзкий и липкий в действительности, на широком экране он становится лихим и привлекательным. Пролистайте свой чарт лучших фильмов, у кого-то в авангарде «Леон», у кого-то «Бригада», многие гордо сознаются в любви к «Крестному отцу». Последний фильм, как и положено шедевру, не только вошел в элитарные списки и вывел своих творцов на орбиты признания и почитания, но и стал основой для многих последующих работ. Коллизии итальянского клана в Нью-Йорке просто обязан знать каждый уважающий любитель кино. Да что это, словосочетание «крестный отец» само по себе прочно перешло из разряда церковных в разряд криминальных. Это веха.
-
Глупо спорить, что кино влияет на нашу жизнь. Устойчивые мемы, внешний облик, позиция по разным жизненным вопросам в большой степени уходят грибницами в запавшие в сознание ленты. Посмотрите на постер картины – рука, дергающая за ниточки. Как же талантливо это нужно делать, чтобы миллионы добропорядочных людей, имеющих немаленький жизненный опыт, веру в бога или моральные принципы, уважительно смотрели на прожженных бандитов и убийц.
-
Рассмотрим вскользь главных персонажей. Дон Вито Корлеоне изображает Господа на своей территории. Пожаловалась челядь – посылаются дуболомы. Не дали роль великовозрастному деточке-артисту – заставим режиссера, будет упрямиться - отрежем голову любимому коню или сыну, смотря, как далеко зайдёт упертость. Зато Марлон Брандо гладит кошечку, играет с внуками и требует, чтобы наркотики не продавались в школе. Правда, когда припрёт, семья возмущается, что полиция перестала охранять раненого бандита в госпитале, его же убьют! А вот герой войны Майкл (Аль Пачино). Его с первых кадров позиционируют как хорошего человека, в грязных делах семьи не участвует, Родину защищает (правда, типично по-американски, морским пехотинцем за тридевять земель, не было б в ту пору Германии, полетел бы напалмом вьетнамские деревни жечь). Скажите, хороший человек сможет убить без содрогания, ну, к примеру, поросенка? Впрочем, в кадре мы давно привыкли, что пулю в лоб врагу может пустить любой герой, и ночными кошмарами страдать не будет. Даже в мелочах примерный Майкл был примером. Увидел красавицу на улице, сразу с дружками и карабинами к её отцу, я такой-то, давайте в жены, кстати, как её зовут. Ну, а пустячок, что в Америке тоже есть любовь, настоящему гангстеру прощаем.
-
Кстати, само слово «гангстер» «Крестный отец» пропиарил чувствительно. Даже термин «гангстерская сага» изобрел. Ведь, бандитская история или жизнь преступников звучит уныло, не романтично, а вот гангстер – это как флибустьер, корсар, что, сути не меняет, но ореол делает контрастно лазурным. Но по другому снимать великое кино нельзя, только делая зарубку на человеческой психике. Естественно, актеры должны харизматически укладываться в атмосферу, музыка быть самой лучшей, а эпизоды – продуманными до мелочей. Поэтому перед продюсерами Коппола дрался за Брандо, а Брандо за Копполу, давался от ворот поворот многим звёздам, вроде Алена Делона, Дастина Хоффмана и Джека Николсона (кстати, их покровители скакунов продюсерам не резали, ибо это скучная жизнь, а не шокирующий кинематограф). И результат стал эталоном, по которому отныне будут равняться и гигант Серджио Леоне, и подмастерье Алексей Сидоров.
-
А сознание многих миллионов зрителей, складывающихся в человечество, незаметно подкорректировалось. «Мы же не убийцы».
|