18:22 Наше кино ХХ века - В начале славных дел | |
год 1980 В главных ролях: Дмитрий Золотухин, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук, Николай Ерёменко мл., Михаил Ножкин Моя оценка: 7 Вторая часть кинодилогии, снятой по роману Алексея Толстого «Петр Первый». В конце XVII века Россия терпела убытки в торговле оттого, что не имела выхода к морю. Юный российский самодержец Петр I начинает строительство флота. А среди бояр, тем временем, зреет недовольство молодым монархом… Знаете ли вы, что... Как Василия Ивановича Чапаева мы представляем по образу, сотворенным Борисом Бабочкиным, а Александра Невского видим по подобию Николая Черкасова (даже на одноименном советском ордене его лик), так и молодого Петра Первого рисуем себе с кальки Дмитрия Золотухина. Фильм «В начале славных дел» является второй картиной дилогии известного режиссера Сергея Герасимова, успешно снимавшего ещё в тридцатые годы. Из его творения тех времен «Семеро смелых» выросли и «Семь самураев» Куросавы, и «Великолепная семерка» с Юлом Бриннером. «Молодая гвардия», «Тихий Дон», «Красное и чёрное» — Сергей Аполлинариевич имел успешный опыт постановки эпичных произведений, и очень хорошо понимал, что делать при экранизации Алексея Толстого. Имя Петра почитают великим во всем мире. Царь-реформатор не столько прорубил окно в Европу, сколько явил цивилизованному миру Московию. Молодую, ищущую знаний и потихоньку начинающую играть мускулами. За свою жизнь будущую император дал столько поводов для отображения в разных видах искусства, сколько не смогли все последующие российские самодержцы вместе взятые. Вот только в эпоху развитого социализма славить монарших особ не рекомендовалось. Тем интереснее смотреть на режиссерские ходы Сергея Герасимова. Которому нужно было отмотать маховик времени лет на триста назад, за которые страна изменилась до самого донышка. И погрузиться в кондовую эпоху длинных бород и выделанных кафтанов, сияющих сусальным золотом иконостасов и стрелецких секир. Сразу скажу, фальши не чувствовалось, хотя и понятно было, что снимали не с помощью спецсредств, а все больше по музеям да историческим комплексам. Надо отдать должное и актерскому ансамблю. Вряд ли, к примеру, у молодых людей был опыт игры самосожжения старообрядцев — одной из самых трагических сцен фильма. Но, разумеется, основное внимание уделялось самому Петру и его неразлучным спутникам во главе с Алексашкой Меншиковым. Недаром за роль царя-мастерового Дмитрий Золотухин был признан лучшим актёром по опросу журнала «Советский экран» за 1982 год. Из работ второго плана в глаза бросился басящий наместник царя боярин Ромодановский. Думаю, что колоритного Романа Филиппова, он же «Дурик, зачем усы сбрил?», он же «Помогите, хулиганы зрения лишают!». Ну, а белорусы помнят его по образу коварного Дуботовка в экранизации шедевра Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха». Большого мастерства в исторических фильмах требует операторская работа. Нужно постоянно следить за непопаданием в кадр элементов, не соответствующих эпохе, задать изображением верный ритм, найти изюминки, оттеняющие сюжетную линию. Пика дуэт мастеров камеры Сергея Филиппова и Хорста Хардта достиг в финальном показе могучих красавцев кораблей — символа рождения великой державы. Петр Великий был очень неоднозначной личностью. Его неадекватность в фильме выделена не была. Так, легкие штришки к портрету, когда он оправдывается перед забугорной аристократией, что крови он не льёт или при спаивании конкурента на любовном фронте. Петр, несмотря на многое сделанное, тоже находится в начале дел. Как славных, так и не очень. | |
|
Всего комментариев: 0 | |