год 1993 страна Россия режиссер Роман Качанов сценарий Иван Охлобыстин продюсер Елена Ярцева оператор Валентин Халтурин композитор Борис Гребенщиков жанр комедия, мюзикл время 92 мин. В главных ролях: Геннадий Бортников, Сергей Галкин, Сергей Лебедев, Константин Марков, Вячеслав Невинный мл.
Моя оценка: 7 Сюжет. В одном из московских роддомов роженица принесла необыкновенного младенца, заговорившего с первых минут своего появления. Тридцатилетний с виду парень научился писать и читать за два дня. Прочитав несколько классических детективов, герой начал жить по писанным правилам…
Абсолютное большинство российских и пост-советских фильмов конца 80-тых — начала 90-тых нам неизвестны. Старшее поколение смотрит картины хрущевско-брежневской поры, младшему — совок по барабану. А на современников кино того периода обрушился голливудский вал, разорвавший плотину проржавевшего железного занавеса. Захлебываясь хорошей и разной американско-европейской видеопродукцией, мы уже не смотрели в сторону бьющегося в конвульсиях отечественного кинематографа.
Но что-то по разным причинами иногда выныривает из волн нашей памяти. И тогда, зацепившись в программе за полузнакомое название, мы нажимаем на соответствующую кнопку пульта и попадаем в атмосферу вечера встречи выпускников. Конечно, большей частью художественная сторона фильма уступает воспоминаниям, навеянными первым далёким просмотром.
Фильм «Урод» из той незаметной когорты. Тем не менее, пересмотрев его, я словил себя на мысли, что он во многом не уступает большинству современных фильмов. Задумка о рождении тридцатилетнего младенца Никиты Высоцкого, который путём прочтения литературы и просмотра боевиков про Арнольда (о, кто не видел Арнольда в начале девяностых!) довел свои способности до божественных размеров. Задумка не хуже временной телепортации «Мы из будущего» или обмена телами «Любовь-морковь 1,2».
А ностальгический облик Джоанны Стингрей (незабвенное цоевское «Кино») цепляет не меньше, чем вымученная игра какой-нибудь Жанны Фр. из «Дозоров». Плюс музыка Гребенщикова, который в ту пору ещё не ушел в астрал, а выдавал достаточно культовые мелодии.
Ну и конечно запах той эпохи, поры моей шальной юности. Когда среди десяти проезжающих машин — девять made in USSR, а наряд заезжей американки бело-черной вороной смотрится среди тогдашней обывательской моды.
Пусть игра Никиты Высоцкого не дотягивает до вершин его отца, а спецэффекты замерли на уровне «Гостьи из будущего». Если бы режиссёру-дебютанту Роману Качанову, чьё «ДМБ» было ещё впереди, теперешних 10 миллиончиков да апппаратурку соответствующую замыслу или, на худой конец, государственную поддержку 10—15-летней давности, то может быть и сегодняшние отечественные кинолюбители не бросали бы снисходительно реплики о своей нелюбви к постсоветскому кино.
Этот фильм однозначно не урод.
|