Главная » 2013 Октябрь 6 » Наше кино ХХ века - Последний месяц осени
19:09 Наше кино ХХ века - Последний месяц осени | |
год 1965 страна СССР режиссер Вадим Дербенёв сценарий Ион Друцэ директор фильма В. Хохотов оператор Вадим Дербенёв, Дмитрий Моторный композитор Эдуард Лазарев художник Антон Матер монтаж Лидия Жучкова жанр драма премьера (мир) 25 октября 1970 время 01:23 В главных ролях: Евгений Лебедев, Николай Тимофеев, Майя Булгакова, Валентин Смирнитский, Виталий Фадеев Моя оценка: 7 Старик отец отправляется в путь, чтобы навестить своих сыновей, живущих далеко друг от друга. И в каждом из них, в их делах находит он свое продолжение. Лёгкой поступью дождя уходит осень Жил-был старик со своею старухой недалеко от берега великой реки Днестр. И было у него четыре сына, четыре сына и одна дочь. И выросли дети, и разбрелись в разные стороны в поисках своего нехитрого счастья. Посмотрел старик по сторонам, а тропинка жизни уже начала покрываться первой изморозью. И нет кому ни воды подать, ни лапти помочь снять. Решил тогда старик хитростью действовать, весточку о хвори свой смертельной детям передать. Но прибежала на зов только дочушка Галя, девица простодушная и кроткая. Побурчал недовольно тогда старик, простился со своею старухой, собрал короб гостинцев печеных и квашеных да побрел дорогами молдавскими навестить своих детей. Побывал в гостях у домовитого Антона, которого в свои земли сманила варениками с вишнями гарная хохлушка. Завяз сын в тракторных делах, запрятав в глубь души песни босоногого детства, балакают внучата на неродной мове, чураются деда. Побывал старик у неприкаянного Андрея. Нет у того ни кола, ни двора, стала чаща лесная ему домом, а зверушки — приятелями. Не оборвать увязшие корни, не вернуть первенца к людской жизни. Не то, что мизинец, отцовский любимец Серафим. Пошел тот в люди лекарскому делу учиться. Правда, больше за девицами красными ухлестывает да серенады любовные сочиняет. Но это дело молодое, поправимое. А четвертого сына, грамотея городского, не отыскал батька. В делах тот потерялся суетных, мечется, слово заветное ищет. И побрел старик ко своей старухе. А огарочек свечи становился тускнее и короче. Наступала последняя зима. Советский режиссер Вадим Дербенев не был ни элитным, ни всенародным. Но его картины регулярно любило показывать на своих немногочисленных каналах наше телевидение. С ходу вспоминается честный михайловский «Змеелов», английские «Женщина в белом», «Загадка Эндхауза», «Тайна „Чёрных дроздов"». Добротное кино. Перестроечный самум бросил Дербенева в омут потребительских „Охоты на сутенера", «Дома свиданий», «Черного коридора». Дальше — беспросветные сериалы. Режиссер закончился. А начинал, оказывается, с глубокого и чистого кино, которое, как колодец главного героя, поило только криничной водой. До уровня «Тени забытых предков» оставался один шаг. Дербенев сделать его не решился. Мар-дель-Плата и Канны, поманив, растаяли в густом тумане. А стать седой легендой «Последнему месяцу осени» помешала русификация. Если в молдаванах Светлане Томе видишь цыганку Раду, а в Михае Волонтире — цыгана Будулая, то русские актеры, изображающие молдаван, ими не стали. Главный герой Евгения Лебедева — это дед Ничипор из «Свадьбы в Малиновке», младший сын версии Валентина Смирнитского как будто сбежал из клуба физкультурников «Семи стариков и одной девушки», даже волейбольный мяч не успел сменить на какой-нибудь соломенный копелюш. Нет бессарабских напевов и в игре Майи Булгаковой, Николая Тимофеева, Марии Кремневой. Особенно искусственно выглядел эпизод переживаний старика, что внуки-украинцы не понимают его родного языка (молдавского), причем он разговаривал на чистейшем русском, а они, само собой, по-украински: «Подывися, молдаванин идзе», что тоже странно звучит, ведь и их отец тоже земляк Ротару. Возможно, повесть Иона Друцэ надо было адаптировать к российской глубинке, получилось бы более органично. Но, кроме этого этнического замечания, придраться к фильму больше нельзя. Актеры играют, словно живут, съёмочная команда растворила нехитрый бытовой сюжет в ворохе аллюзий, лиричных отступлений и философской глубине вечных ценностей. Чёрно-белая патина кадра даёт картине вневременную ценность. После просмотра, который не прерывался рекламой шампуней и памперсов, физически чувствуешь, как немножко почистилась душа от каждодневной копоти, А такой эффект получаешь далеко не от каждого произведения кинематографа. Когда пожилые родители приходят к вам в гости, это не значит, что им что-то нужно от вас. Им нужны вы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |