Главная » 2011 Июль 20 » Наше кино ХХ века - Дама с собачкой
18:38 Наше кино ХХ века - Дама с собачкой | |
год 1959 страна СССР режиссер Иосиф Хейфиц сценарий Антон Чехов, Иосиф Хейфиц директор фильма Михаил Генденштейн оператор Дмитрий Месхиев, Андрей Москвин композитор Надежда Симонян художник Исаак Каплан, Берта Маневич монтаж Е. Баженова жанр драма, мелодрама премьера (мир) 28 января 1960 время 89 мин. В главных ролях: Ия Саввина, Алексей Баталов, Нина Алисова, Пантелеймон Крымов, Юрий Медведев Моя оценка - 6 По одноименному рассказу А. П. Чехова Мэтр-рецензент Сергей Кудрявцев с большим пиететом отозвался на экранизацию Иосифом Хейфицом рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой», указав принятие версии режиссера миром «чеховедов». Между тем, у апологета великого русского драматурга (снявшего ещё «Плохой хороший человек» по «Дуэли» Чехова) вышел совершенно другой фильм. Главным образом, из-за образа Димитрия Гурова. Чеховский Гуров был отъявленным бабником, относился к женщинам как к людям низшего сорта и целенаправленно настроился на курортный флирт с ещё не виденной новой персоной. В результате внутреннего перелома он влюбляется по-настоящему. Хейфиц, сохранив все сюжетные ходы рассказа, изменил самое главное — героя Баталова. Здесь он взрослый одинокий человек, давно отдалившийся от жены, по- интеллигентному печальный, и его роман с Анной Сергеевной красив и романтичен. Возможно, здесь «вина» не режиссера, а актера. Но тем не менее очевидно, что стиль ловеласа — не баталовский. Второй персонаж — Анны Дидениц изображен уже канонически по Чехову. Замужняя женщина на отдыхе пьёт воды и выгуливает белого шпица, смущается мужским вниманием и втайне желает его. По-женски красивая Саввина достойно оттеняет Баталова, и если её роль в фильме менее яркая, то обаяние не менее действенное. Правда, одна загадка в её образе все время не давала мне покоя во время просмотра. Только почти к концу ленты я понял в чем дело — голос Пятачка. Это уже издержки актерского производства — более яркий и запоминающийся персонаж накладывается на все роли артиста. Среди идеологически выверенных советских картин «Дама с собачкой» выделялась человеческой естественностью, что было отмечено на фестивалях в Каннах и Лондоне. Но с сегодняшнего дня она интересна в основном из-за мастерской, театральной игры Баталова и Саввиной. Чеховский мотив, бывший нестандартным в начале века и непривычным в середине, к концу столетия стал изъезженным штампом. Съемка — хоть и качественным, но архаизмом. Ведь в этом же году были сняты «Бен Гур», «В джазе только девушка», «К северу через северо-запад» да и наши «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Марья-искусница» выглядят посовременней. Тем не менее, «Дама с собачкой» — это классика. А классику надо изучать каждому, кто не хочет быть киноманкуртом. | |
|
Всего комментариев: 0 | |