Причина: пост в блоге Жвалевского Со временем пропадает некая критичность мышления, скажу я вам. Максимализм и крайние мнения представляются не более чем реверансом в сторону взболмошной в суждениях юности. Вот и нынче - читая посты Жвалевского, уж не позиционирую белорусских писателей как обязательно "письменников" и "пишущих на мове". Готов принять в белорусы любого, кто родился в пределах родины и в своих текстах делает хотя бы намеки в ее сторону. Как не печально осознавать сей факт, но годы насильственного насаждения русского языка даром не прошли - русская культура слишком сильно повлияла на мое становление, чтобы нынче воспринимать ее чуждой. Оно и понятно. Одно дело "Миколка-паровоз" Лынькова, а другое "Собачье сердце" Булгакова. Научились отделять мух от котлет, как советовал один известный чекист. Вы скажете, что и Булгаков прогибался перед властью? Вы правы, безусловно правы. Но, кто из рожденных в 50-ые и выше вспомнит об этом, читая его книги? История давняя, а томики, вот они, на полочке... Я бы с радостью стал бы апологетом белорусской словесности, да где ж ее взять то? Поневоле приходится быть более разносторонним читателем)). Статус окраины не предполагал развитие культурной составляющей. Во времена большой родины один начинающий месиканский писатель отклонился от линии партии и познал пролетарский гнев в виде ледоруба в черепушку. Что же говорить о тех, кто был под рукой? Некий Янка Купала неспроста стал пописывать тошнотворнопатриотические верши - ГПУ бдило. С другой стороны - сталинская премия и орден Ленина как признание правильного выбора развития своего литературного таланта. С тех пор так все и пошло. За редчайшим исключением, нация стала растить чергинцеподобные типажи. Лояльность власти заменяла талант. Умение "пробить тираж" шло в разрез с умением эпатировать а-ля Сальвадор Дали. Писатели стали беленькие и похожие друг на друга как бройлерные курицы. В стране выросли целые поколения, глядящие на стройные собрания сочинений Шамякина, Навуменки и Лынькова. Те единицы, кто е не выдерживал и все же открывал эти книги, был вынужден в поисках хорошей строки прогонять через себя тонны словесного мусора. На правах "самой читающей страны в мире" подобно гоголевской Коробочке мы собирали свои мукулатурные безделицы, выискивая в них тексты, способные цеплять. Нам были нужны свои Пушкин и Шекспир, Гомер и Жюль Верн. И мы их находили. Мы даже умудрялись ставить их в один ряд. Подобно своре собак, были готовы растерзать тех, кто усомнится в их исключительности. Робкие аргументы о том, что это сугубо внутренний продукт, никому не интересный за пределами Синеокой, вызывал волну негодования. В школьной программе было запрещено вызказывать мнение, отличное от хрестоматийного. Мир замкнулся. Наши литературные вкусы и вся наша современная литература - это кровь и плоть совковой системы. Все шлишком конъюктурно. Сильна привязка к конкретному моменту. Я поясню на примере поста Жвалевского. Писателя расстраивает, что нынче не найти подростковой литературы. Оно, конечно понятно, чего он свистит... Пиар дело полезное)). Подростковой литературе не из чего расти. Те, кто ныне в силе гнать литературную строку, не способны выдасть даже добротную детскую книгу - они ведь не в курсе как ее написать, нет по сути образцов в достаточном количестве. Нет точки опоры, а отсюда нет понимания, как писать подростковую литературу. За редкими исключениями, это был либо патриотичнопионерский ширпотреб либо репликаты более известных западных авторов. Народные же эпосы от Индии до Японии слишком атмосферны и стильны, чтобы стать массовым продуктом. Подростковая литература в СССРе, это слепок национальных литератур его окраин. Все. Совок пал. Мы получили право на самоопределение. Оглянулись, что бы взять с собой. Опа, а почти нечего брать! 90% белорусской литературы - это литература "от сохи" со счастливым комсомольскокоммуняцким хэппиэндом. Она непонятна, она смешна. Современная белорусская литература либо коммерческий проект, наподобие Громыко (при всем моем уважение к талантам, мне и вправду ее книги по душе, ни разу не аутентична), либо счастливобезвкусна под крылом Чергинца, либо протестна. Что, опять таки, хорошо только в строгих временных рамках. Что-то уже перестало быть интересным, что-то из-за этой протестности даже не сумело увидеть свет и читателя((. Вас восторгают последние вирши Бородулина и проза Быкова? Может быть. Я не разделяю подобного оптимизма. Поставьте рядом Лермонтова и Шаламова и вы увидите бездну... Я не готов восторгаться талантами лишь на том основании, что литераторы из Беларуси. Я могу их знать, при случае отдать им предпочтение, но выделять их литературный талант по географическому признаку не желаю. Может что-то со временем изменится - не сейчас.
А подростковая литература у нас появится. Обязательно. Даже в Беларуси. Вот только подрастет народ, рожденный не в СССРе...
|