19:00 Наше кино ХХ века - Пышка | |
год 1934 режиссер Михаил Ромм В главных ролях: Галина Сергеева, Андрей Файт, Фаина Раневская, Петр Репнин, Татьяна Окуневская Моя оценка: 7 Компания французских буржуа едет по оккупированной немцами территории в одном дилижансе с дамой полусвета… Знаете ли вы, что... О бедной путане замолвите слово По пустой и холодной дороге едет в ночь дилижанс с девятью патриотами и одной падшей женщиной. Немецкие войска в очередной раз поставили на колени Францию, и сей прискорбный факт полностью занимает умы буржуа, вынужденных учитывать эту неприятность в финансовых подсчётах. Путь из Руана в Гавр долог, и собравшаяся на скорую руку почтенная публика вдруг почувствовала голод, который быстренько примирил с присутствием в салоне дамы ночного полусвета, щедро поделившейся своими припасами. И вот экипаж подъезжает к гостинице — первому немецкому посту. В 1934 будущий киноклассик Михаил Ромм получил разрешение на съёмки первого фильма. Конечно, дебютанту особых условий не было предоставлено, все силы Москинокомбината были брошены на курированных лично Иосифом Виссарионовичем «Веселых ребят». А экранизировать хорошее произведение писателя из чужой капиталистической страны дозволили в рамках уже устаревшего немого кино (якобы для глубинки, где нет нужной техники для показа). Минимум финансов и обычная актёрская команда, незатейливые декорации (несколько простых павильонов) и усеченный временной лимит. Ничто не предвещало создание вехи в кинематографической истории. Но звёзды сложились в непредсказуемую калейдоскопическую мозаику. Во-первых, литературная основа. Концентрированный реализм Ги де Мопассана, наотмашь хлещущий демократическое общество их протухшими ценностями. Если провинциальная проститутка оказывается большей француженкой, чем аристократы, политики и предприниматели, значит, что-то в зарождающейся Третьей Республике было неправильным. Во-вторых, актеры из небогатого на действия сценария смогли выжать глубинные тайны. Недаром роль госпожи Луазо стала началом жизни в кино нестандартной Фаины Раневской. Андрей Файт знаком выросшим на советском кино (Нушрок из «Королевства кривых зеркал», роли второго плана в «Бриллиантовой руке», «Короне Российской империи», «Молодой гвардии», «Острове сокровищ»). Муля, который всех нервировал, Петр Репнин. Прошедшая лагеря фаворитка Берии, Абакумова и Броза Тито Татьяна Окуневская. В-третьих, личность режиссера, достигнувшего в своей карьере высот «Девяти дней одного года» и «Обыкновенного фашизма». В тридцатых годах советский кинематограф только искал свои пути в открывающемся бесконечном космосе. Постепенно уходили на задний план технические возможности, пропуская вперёд человеческие ценности. Картина запомнилась не необычностью персонажей, хотя строитель социализма по определению не был избалован историями про проституток, и даже не мелочностью и предательством буржуазии (вот уж это в Стране Советов было впитано с младенчества). А вот ситуация, когда человек менял свои убеждения под общественным прессингом, а потом был за это тем же обществом разжеван и выплюнут с презрением на обочину, с экранов была показана чуть ли не впервые для жителя СССР. При желании звериный оскал капитализма можно легко спроецировать на совдеповскую действительность предвоенных лет, когда одурманенные идеологическими комиссарами люди переступали через самого себя, чтобы затем очнуться на какой-нибудь ударной стройке Беломорканала. Но это лишь при желании, так как Михаил Ромм, как никто, умел сплетать творчество с лавированием генеральной линии. Одна Лениниана чего стоит. А об использованную Пышку её соотечественники уже дружно вытирают ноги. Голодный взгляд находит сочувствие только у немецкого солдата. Незамаранные патриоты же едут выигрывать подряды на поставку вина или вести душеспасительные беседы с измученными ополченцами. Благочинная жизнь течет своим чередом. | |
|
Всего комментариев: 0 | |