Впервые о Хаиме Сутине я услышал уже студентом. В маршрутке одна из пассажирок во весь голос уверяла, что Смиловичи чуть ли не культурный центр Беларуси. Там-то и прозвучало имя Сутина. Ее собеседница, впервые въезжавщая в наши провинции, только недоверчиво хмыкала. Оно и понятно - оба въезда в Смиловичи и оба мимо кладбищ (разных и на расстоянии 500 метров!) оптимизма не добавляют. Тут как раз какой-то сумасшедший буржуй на аукционе прикупил творчества нашего Хаима на многие тыщи-мильены. И понеслась...Смиловичи - родина слонов Сутина - надо это увековечить, кричали горячие головы. Успокойтесь, во всей синеокой нет ни одной картины художника, че вы тут увековечивать собрались? Как обычно нашлась заполошная тетка, за ней следом как бы местные писатели-интеллектуалы и просто товарищи, которым нехер делать и организовали они, нет, не памятник - так как дорого, а 2 комнаты, которую попытались, по слухам возвести в ранг музея. Но один потешный музей в наших местах уже есть (грамотно открытый, тут, без шуток, громкие аплодисменты стоя) - потому, видимо, в прачечной Министерстве культуры (тут инфа непроверенная, со слухов) тонко намекнули не выпендриваться.
И тут оказалось, что в этой самой экспозиции нет ни одной вещи, которая принадлежала бы семье Сутина. Правда смешно? Хаим родился 13 января 1893 года - и ни одной вещи! Впрочем, ничего удивительного нет - в те суровые времена жили простые люди и никакого интереса к местным сумасшедшим и неадекватам не испытывали. Одиннадцать маленьких Сутинят, да еще один из них с придурью. Ну кому какое дело? Тогда за художников почитали тех, на чьих картинах можно было понять, что нарисовано. 13-летний пацанчик, рисовавший на уровне 3-ехлетнего, классифицировался как олигофрен юродивый и как будущий великий художник не рассматривался даже заядлыми оптимистами. Но, как показывает белорусская эстрада, главное не таланты, а пиар:
12-го февраля 2008 года в здании детского Дома творчества произошло событие, культурную значимость которого для Смилович трудно переоценить. Открыта экспозиция, посвящённая нашему земляку, художнику Хаиму Сутину,- «Пространство Хаима Сутина - L’Espace de Soutine».
«Сегодня к нам возвращается не сам Хаим Сутин, который умер в Париже в 1943-м году, возвращается память о нём…» - как нельзя точно передают смысл происшедшего события слова председателя национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимира Счастного на церемонии открытия экспозиции.(smilovichi.info)
Бурные аплодисменты. Да здравствует искусство для нищих. К чему я это все веду? Да к тому, что пока эта смешная экспозиция не открылась, многие с гордостью говорили, что, вот, мол, Смиловичи - родина Хаима Сутина! Не лаптем щи хлебаем и не веревкой подпоясаны! Узрев же с репродукций творчества земляка резко сбавили тон. Чё за хрень? - самый популярный вопрос из зала.
(Кондитер. 1922 год)
Местные, якобы образованные, обычно приводят 2 аргумента: зато дорого купили, вы просто не способны этого понять.
(Грум. 1928 год.)
Начнем по порядку. Про цены... Эти цены заряжают мультимиллионеры, которым просто больше некуда их тратить. А потребность остается. Не было бы Сутина - был бы Пупкин. Потребность в пафосе, как часть образа жизни. Понты не приемлют понятного преклонения. Кому нафиг нужен Мерседес - он есть у многих, а вот позолоченный мерседес это покруче, верно? Правда, все ходовые характеристики машины уходят в минус от оригинала, но понты греют, греют душу... Богатые люди выкладывают десятки тысяч за ногти Мерелин Монро, тоже шедевр? Тут на днях один перец выставил на торги гостиничный унитаз, в который вероятно гадили "Битлы" - не собираетесь прикупить гаджет и поставить его в гостиной в застекленном кубе? А чё, показывали бы гостям, любовно проводя по, к примеру, сливному бачку. Если есть холст и рама - это еще совсем не картина, верно?
(Шартрский собор. 1932 год.)