Главная » 2012 » Май » 28 » Зарубежное кино ХХ века - Шестое чувство
21:51 Зарубежное кино ХХ века - Шестое чувство | |
год 1999 страна США режиссер М. Найт Шьямалан сценарий М. Найт Шьямалан продюсер Кэтлин Кеннеди, Фрэнк Маршалл, Барри Мендел, ... оператор Так Фудзимото композитор Джеймс Ньютон Ховард художник Ларри Фултон, Филип Мессина, Джоэнна Джонстон, ... монтаж Эндрю Мондшейн жанр триллер, драма, детектив, ... бюджет $40 000 000 маркетинг $35 000 000 сборы в США $293 506 292 сборы в мире + $379 300 000 = $672 806 292 сборы в России $900 000 премьера (мир) 2 августа 1999, ... время 107 мин. в главных ролях: Брюс Уиллис, Хэйли Джоэл Осмент, Тони Коллетт, Оливия Уильямс, Тревор Морган Моя оценка: 8 Детский психиатр Малкольм Кроу сталкивается со странным случаем: девятилетнего Коула посещают страшные видения — призраки умерших. Все эти люди когда-то были убиты, и теперь они обрушивают на малыша свой гнетущий страх и отчаянный гнев. Как врач, Малкольм бессилен помочь. Но как человек, он пытается найти ключ к ужасному миру Коула, в котором веет дыхание смерти и распускаются страшные цветы боли. Знаете ли вы, что... - Многие режиссеры снимают концовку своих картин в самом начале работы над фильмом, однако Шьямалан снимал свой триллер в строгой последовательности, то есть заключительная сцена снималась в самом конце съемочного процесса. - Немало похожего можно найти в двух фильмах с участием Брюса Уиллиса — «Шестое чувство» и «Двенадцать обезьян». Во-первых, главного действующего персонажа в обеих картинах зовут Коул. В «обезьянах» персонаж Брюса произносит фразу «Все, кого я вижу, на самом деле мертвецы». Примерно ту же фразу произносит и герой Хэйли Джоэля Осмента в «Шестом чувстве». Ну и последнее — оба фильма имеют числительное в названии, а действие происходит в Филадельфии. - В 2000 году фильм стал самым востребованным среди любителей домашнего видео (около 80 миллионов зрителей). - Фильм входит в четверку картин в жанре «хоррор», получавших номинацию на Оскар. - Хэйли Джоэл Осмент был единственным из кандидатов на получение роли Коула, кто пришел на кастинг в галстуке. Когда Шьямалан спросил у мальчика, читал ли он свою часть сценария, Хэйли ответил, что накануне прочитал сценарий три раза. Удивленный Найт переспросил: «Ты прочитал свою часть сценария целых три раза?», на что мальчик ответил: «Нет, я трижды прочитал ВЕСЬ сценарий». - Режиссер М. Найт Шьямалан исполнил одну из ролей в фильме. Он сыграл доктора, к которому персонаж Тони Коллет привела Коула после инцидента на дне рождения. Голос на аудиокассете, который слышит Мальком, говорит на испанском: «Господи, я не хочу умирать, спаси меня, спаси меня». - В фильме персонаж Брюса Уиллиса пишет правой рукой. В реальной жизни Брюс – левша. Специально для фильма он научился писать правой рукой, для того чтобы зритель не заметил, что на его левой руке отсутствует обручальное кольцо. - По версии «American Film Institute» фраза Коула «Я вижу умерших людей» (I see the people who have left this world) заняла 44 место в списке «100 лучших фраз в истории кино». Мастера мистических произведений давно поняли, что самое страшное для потребителя это не дивизионы экзотических существ с клешнями и кислотной кровью, не натуралистическое мясо в клочья крупным планом, не многочисленные фобии, от неприятия числа 13 до высотного головокружения. Самым ужасным для человека является сбой его привычных настроек, ситуация, когда система координат расплывается или выворачивается наизнанку. В подтверждение этой гипотезы представьте себе две ситуации. По улице мимо вас промчался уссурийский тигр, а ваш любимый котенок человеческим голосом поинтересовался погодой на улице. Первый случай, хоть и весьма экстравагантен, но вполне допустим, и впоследствии не раз будет пересказан вами с горделивыми нотками, как вам тогда стало страшно до чертиков. А вот про второй рассказывать будете едва ли, а вздрагивание и дергание от любого пустяка — обеспечено. Как говорит молодежь, разрыв шаблонов.
Именно на таком приеме базируется успех «Шестого чувства». Фильм стал рекордсменом в категории купленных дисков, принес хорошую прибыль создателям, возвел начинающего режиссера в разряд мастеров, смыл с кармы Брюса Уиллиса тавро закаменелого героя боевика, добавил в пантеон талантливых детишек-актеров новое имя Хэйли Джоэл Осмента. И, что самое весомое, дал добро на запуск доброму десятку качественных картин похожего направления — от «Других» до «Приюта». Камерные фильмы обязаны иметь крепкое либретто. И другая ипостась Найта Шьямалана прозвучала даже сильнее первой. Каноническая структура, усиливающая психологическое напряжение с каждым прожитым эпизодом, отработана на высшем уровне. А там, где мало содержания диалога, дожимают зрителя грим и музыка. Которых ровно столько, сколько нужно для удержания колебающейся струны. Правда, у фильмов такого жанра есть запрограммированный минус. Второй раз аналогичный эффект достигнут не будет. Даже через изрядное количество лет, уж больно глубокие канавки останутся в зрительской подкорке. Но для этого случая у режиссера есть несколько козырей. Первый заключается в собирании паззлов-подсказок, которые при первом просмотре гарантированно пролетали мимо внимания. Это не только изящная сцена годовщины в ресторане или мальчишечьи рисунки, сколько маленькие детали и слова, которые к концу гармонически укладываются на свои места. А вторая доминанта — это создание эпизодов чистого киноискусства. Из любимых здесь мощная сцена с видеокассетой на поминках. Офорт глубокой скорби отца и враз постаревшее лицо разоблаченной отравительницы бьёт по нервам не меньше традиционного хичкоковского саспенса. Или медленное приближение невольного девятилетнего медиума к покрытому скомканной палаткой силуэту девчушки, не понимающей, что она уже мертва. Хотя несколько эпизодов не дотягивают до общего уровня. Например, камео Шьямалана или упорное подчеркивание местонахождения южной Филадельфии были излишними. Возможно, экранное время можно было заполнить развернутой историей какого-нибудь из заявленных призраков, юноши с простреленной головой, к примеру, или сгоревшей девушки. А, может, дополнительные герои не смогли бы удержать градус тревожности, как это получилось у дуэта Брюса Уиллиса и Хэйли Джоэл Осмента. Та же жена детского психолога или мать Коула показаны лишь рваными набросками, несмотря на широкие возможности психологической реализации этих персонажей. Но годы чередуют друг друга, а «Шестое чувство» не задвинуто в пыльные архивы. Зыбкая грань между двумя мирами всегда будет впечатлять. И желание перелистать современные Книги Мертвых будет поддерживаться и далее выпуском тематических картин. В ряду которых будет выделяться картина, снятая под занавес уходящего тысячелетия. | |
|