Вторник, 23.04.2024, 19:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Категории раздела

Интеллектульные игры [58]
интеллектуальное движение
Art [34]
фотогалереи и др.
Музыка [81]
О вкусах...
Книжный червь [39]
Литература как есть
Кинорецензии [206]
Обзоры кино от Stalk-74
Рейтинги от Stalk-74 [45]
10 самых лучших...
Киноляпы [16]
Поиск багов в кино...
Монетный двор [124]
Нумизнатика, монеты, история
Вокруг света [141]
Странности "Гарри Поттера" [54]

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Как вы относитесь к конфликту Уткина и спортивных болельщиков из Беларуси?
Всего ответов: 212

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Ноябрь » 17 » Наше кино ХХ века - Лев Толстой
22:17
Наше кино ХХ века - Лев Толстой

                       

год 1984
страна СССР, Чехословакия
режиссер Сергей Герасимов
сценарий Сергей Герасимов
оператор Сергей Филиппов
композитор Павел Чекалов
художник Милош Калина, Александр Попов, Элла Маклакова
жанр драма
зрители 4.9 млн.
премьера (мир) 26 октября 1984
время 169 мин.
В главных ролях: Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Борживой Навратил, Алексей
                           Петренко,Марина Устименко
Моя оценка - 5


Фильм-хроника состоит из двух частей — «Бессонница» и «Уход». Зритель встречается с великим русским писателем в последние годы его жизни (1908—1910), однако воспоминания Льва Толстого возвращают нас и к событиям его молодости, и к поре решительного и страстного перелома в его взглядах. Финал — трагический уход из Ясной Поляны и смерть, ставшая началом бессмертия.


Когда в конце жизненной дороги опыт бурных исканий переходит в кристалл обретенной истины, человек сталкивается с непониманием окружающих. Ему, уже чувствующему другой свет, хочется донести до молодых смысл существования. А в ответ лишь заботливое поправление одеяла да ласковая улыбка, чтобы не раздражать старика. И это в лучшем случае. А то просто отмахнутся как от назойливой мухи. У молодых своя правда, а мысли о бытии и смерти отскакивают от них словно кулак от резины.

Его сиятельство граф Лев Толстой был яркой медийной персоной начала двадцатого века. Репортеры охотились за каждой мелочью его быта похлеще, чем современные папарацци отслеживают смену прически Аршавина или Билана. И не только потому, что произведения писателя ещё при жизни стали мировой классикой, а из-за статуса философа, и даже, пророка. Церковь предала Толстого анафеме, сотни поклонников проповедовали «непротивление злу насилием», а обыватель с интересом почитывал статейки про босоногого эксцентрика, косящего лужайку и рассказывающего сказки крестьянским детям.

Последний фильм классика советского кино Сергея Герасимова рассказывает о последних днях жизни классика русской литературы. Наверное, не найти более символической передачи духовной энергии. Поэтому сам Сергей Аполлинариевич сыграл мятущегося графа, его жена Тамара Макарова — знаковый образ Софьи Андреевны.

Понял ли зритель посыл режиссера? Не думаю. Да, фильм отметили главным призом на фестивале в Карловых Варах, пустили в прокат. Но следа в массовом зрителе он не оставил. Страна вступала в перестройку, и философия Толстого ей была не нужна. Как и попутчице Льва Николаевича в вагоне, горячо спорящей и доказывающей, что проблема России в царе и урядниках. Прошел неполный десяток лет, скинули царя, разогнали урядников — и начался тот хаос душ, о котором пытался предупредить великий старец.

При огромной популярности писателя, его почти никто не понимал. Каждое прижизненное слово записывали в блокнотики, бюллетени о состоянии здоровья читали в прессе студентки и министры, мемориальную доску в Астапово изготовили в день похорон. А всё равно не понимали. И это чувствовал хозяин Ясной Поляны. Отсюда попытка уйти, убежать даже от самых близких туда, куда вели воспоминания — на Кавказ. Судьба позволила доехать лишь до полустанка в Липецкой области.

А, может, и к лучшему одиночество Толстого среди множества любящих его людей. Ведь удовлетворение средой обитания не способствуют созданию высокой литературы, именно благодаря которой имя Льва Николаевича знают во всем грамотном мире. А философия духовная всегда уступает реальному бытию.

Кстати, очень показателен обыгрыш в фильме взаимоотношений писателя и православной церкви. Казалось, отлучение от церкви великого человека гармонично укладывается в коммунистическое мировоззрение (на дворе, напомню, 1984 год, когда крещение или венчание могло стоить гражданину, как минимум, работы). Но у Герасимова Толстой заезжает между делом в монастырь, а митрополит искренне молится за выздоровление старца. Никакого удобного власти безбожия или, наоборот, религиозной закостенелости.

У Федора Михайловича мир спасала красота, у Льва Николаевича — доброта. Мы всё-таки ещё до идеалов классиков далеки. Но в памяти остаётся не повседневная шелуха, а горизонты, намеченные большими людьми. Какими они были в повседневности, взбалмошными и раздражительными, оригинальными и эксцентричными, простыми и доверчивыми, мы можем только догадываться. Но они достойны того, чтобы их знали. И, если вместо похода на концерт «Русских бабок» кто-то посмотрит биографию Толстого, возможно, мир станет на капельку добрее.

Категория: Кинорецензии | Просмотров: 1128 | Добавил: Stalk-74 | Теги: Тамара Макарова, Бессоница, Карловы Вары, Лев Толстой, Сергей Герасимов, уход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]